|
Оседлав троянского коня Московские новости | Александр Липский
Есть ли в России "независимое кино"?
Одна из самых сложных задач для рядового любителя кино - не запутаться во всевозможных стереотипах и клише, которые постоянно рождаются в недрах кинокритики и киножурналистики. В последнее время мы отовсюду слышим такие словосочетания, как "независимый режиссер", "независимый проект", "независимое кино". Чтобы понять, что же в действительности представляет собой наше независимое кино, мы обратились к молодому московскому кинорежиссеру Павлу РУМИНОВУ, автору фильмов "Дэдлайн" и "Человек, который молчал".
- Павел, что, по вашему мнению, стоит понимать под модным словом "независимый"? От кого или чего независим кинорежиссер?
- Независимый режиссер или независимый художник - это человек, который всей своей жизнью доказывает главенство духовного над биологическим и следует в своей деятельности не за тем, что диктуют ему мотивации современного бездуховного общества, а за идеалами, которые выработаны в области литературы, философии и духовной мысли на протяжении столетий.
Как можно больше сложных и неудобных вопросов, как можно больше вызовов самому себе и как можно больше сознания, разума должно быть привнесено в то, что называется "независимой культурой". И она станет более здоровой, более радостной, более актуальной. В какой-то момент даже цинично пользующейся теми средствами, к которым прибегают традиционные структуры для достижения результата. Один западный искусствовед сказал: "Сегодня тот, кто не понимает язык массового искусства, тот, кто с пренебрежением относится к сформировавшемуся языку, к этим правилам игры, не имеет шанса на высказывание". Мне кажется, нужно через этого троянского коня, через формы массовой культуры терпеливо и спокойно говорить о менее суетных вещах, вести более обстоятельный разговор с людьми.
- В России независимое кино возникло в период перестройки?
- Когда возникает зависимость? Был, например, в Голливуде человек по имени Кейс, который ввел кодекс правил относительно того, что можно или нельзя показывать на экране. И все, что противостояло этому: эротизм, насилие - все было независимым, альтернативным. Что такое перестройка? Вышел человек из тюрьмы, стал свои желания утолять. Что за этим стоит? Да биология за этим стоит! Вот это и есть перестроечное кино. У меня было ощущение, что шел какой-то гужбан, какая-то вечеринка, несколько лет люди просто отрывались. Голод свой утоляли: снимали каких-то голых баб, бандюков... Вполне объяснимо.
Если посмотреть под другим углом, у нас все продюсеры, которые снимают сериалы или так называемые блокбастеры, - это люди независимые. Они просыпаются утром и думают: "Почему бы не снять фильм про бандитов?" Независимо ни от чего думают.
После перестройки пришло время искусству обретать свою систему координат. Государство у нас ничего не шарит ни в каком кино, это понятное дело. И у нас в этом огромное отличие по сравнению с развитыми странами типа Америки, где существует нормальная система борьбы: талантливое консервативное крыло, очень талантливое независимое крыло, умеренные. В советском кино, со всеми поправками на лицемерие и уродливость, существовала декларативно-гуманистическая система координат. А сегодня мы даже декларативно-гуманистическую систему координат позволить себе не можем. И поэтому советское кино в лучших своих образцах было в большей степени независимым, чем все, что мы имеем сейчас.
- Что же, получается, на данный момент у нас нет независимого кино?
- Мне кажется, что сегодня независимые фильмы - это фильмы одиночек, которые кино снимают ради кино. Мы еще слишком тощие, слишком голодные, чтобы у нас возникли люди, которые фильмами будут снова учить, обращать людей к каким-то важным истинам. Поэтому независимые режиссеры - это люди, которые не зависят в нашем конкретном случае лишь от суммы гонорара, от присутствия своего продукта на канале, короче, от простецких истин, определяющих сегодня кинематограф. Чтобы подытожить, я скажу так: независимый режиссер - это независимый человек, который говорит: "Ну да. Миром правят глупость, грубость, хаос, занудный прагматизм", и он как бы встает над этим, смеется, не выносит никаких суждений, потому что человек, который добровольно протыкает себе глаз вилкой, уже и так причинил себе боль, и не нужно над ним подшучивать, трогать его. Те люди, которые снимают сериалы, они живут в застенках НКВД, и мы должны знать об этом и молиться за их души. Так вот, независимый режиссер встает над этим, он достаточно независим, он может обеспечить себе элементарное существование и создает свои фильмы, следуя каким-то более творческим мотивациям. Такие картины у нас появились. Скажем, экзистенциальная драма "Пыль" Сергея Лобана или фильм ужасов "Лесополоса" Андрея Стемпковского.
- Во что вы больше верите: в будущее российского поп-кино или независимого кино?
- Прежде всего нужно определить понятие "поп-кино". Это кино, которое добивается успеха? Или кино, на котором можно заработать денег? Если второе, то никакого поп-кино нет. В мире нет кино, которое снимают, исходя из некой формулы, приносящей большие прибыли. Если взять голые факты, то увидишь, что прибыли приносит разное кино.
- Ну, прибыли-то бывают разные. Нельзя же сравнивать прибыли Голливуда и прибыли Джима Джармуша!
- Конечно, ведь у Джима Джармуша прибыли больше!
- Да?!!
- Ты не считаешь затраты. Ты смотришь тупо на общак. Конечно, у "Бэтмэна" общак больше. Но Джим Джармуш имеет больше свободного времени, и его уважают люди. А его фильмы исправно приносят деньги его продюсерам. И позволяют им независимо существовать. И поэтому, глядя на Джима Джармуша, можно понять одну вещь: ты можешь снимать то, что хочешь, и люди будут это видеть и будут тебя любить.
Зная, что мир в целом состоит из дураков, ты понимаешь, что ситуация, при которой на какую-нибудь "Скуби-Ду" ходят миллионы, абсолютно нормальна. Не нужно путать: "нравится" и "ходят". Люди уже многие годы ходят по привычке в кинотеатры, потому что кинотеатры - это часть городов. История кино неразрывно связана с ярмаркой. Шпагоглотатели, акробаты, фокусники на ярмарке, защищая свой куш, разбивали, поджигали и воровали экраны. А люди ходили, засовывали в кинобудки головы и смотрели на голых женщин в нарядах разных эпох. Человеческая природа непобедима. Поэтому на вопрос о будущем кино отвечу так: будущее только за светом, за пришествием Царства небесного, а все остальное - это только разные ситуации. Ответ только в том, что победит в твоей жизни.
- Что победит в вашей жизни?
- Победа для меня - это победа над насилием и злом. А как их можно победить? Да только изменив одну свою несчастную жизнь! И эту мысль аккуратно предложить другим. Одним словом, будущее за светом, за разумом, за философским отношением к вещам, а блокбастеры... Они же и так проигрывают тем, что существуют. Представим такую ситуацию: ты убил человека и деньги у него забрал. Так ты выиграл или проиграл? Это зависит от твоей системы координат. А если говорить более приземленно, в кино должны возникнуть студии, которые будут держать оборону, которые будут ясно, настойчиво, стабильно говорить людям о важных вещах. Сегодня хорошие режиссеры могут быть миллионерами в нашей стране, и эти деньги должны быть направлены на создание еще более удивительных фильмов, на создание еще более удивительной кинокультуры. Наша страна - это огромный вакуум, еще ничего не застроено, и нам решать, что здесь вырастить. Это всегда интрига. Это как рождение нового ребенка. Сейчас рождается новая Россия. Поэтому люди, которые сегодня делают фильмы, должны менять страну.
| |