|
Андрей Зайцев: "Я бы тоже не остановился" Polit.ru | Лиза Биргер
Премьера фильма "Плакат" и открытие выставки "Ненависть"
В мае 2002 года на 32 километре Киевского шоссе москвичка Татьяна Сапунова остановилась, чтобы сорвать с обочины плакат, на котором было написано "Смерть жидам". Прогремел взрыв - к плакату оказалась прикреплена самодельная бомба. Четыре года спустя в Центральном Доме Литераторов показывают фильм «Плакат». В этом первом игровом фильме Андрея Зайцева, снятом при участии «Кинотеатра.doc», главным героем стал не плакат, и не тот, кто его сделал. В центре здесь люди - сидящие в машинах, проезжающие мимо, равнодушные и не очень.
К премьере фильма приурочена выставка «Ненависть» - фотографии националистских надписей, сделанных по всей России. По выставке отчетливо видна география болезни: от Москвы до Владивостока, от Челябинска до Пятигорска, - как и степень ее запущенности - надписи здесь встречаются самые разные от просто «Бей жидов» до более изощренных «Бей жидов - они не люди» и «Минздрав предупреждает: общение с жидами опасно для вашего здоровья». Впрочем, создатели фильма никого еще не лечат. Они просто пытаются обратить внимание на то, что невозможно уже игнорировать. О фильме и его задачах рассказал в интервью Лизе Биргер режиссер Андрей Зайцев.
Расскажи, на чем построен твой фильм?
Мы просто попытались реконструировать, как это было: стоит плакат. Мимо едут много людей и видят его, но только одна женщина останавливается, чтобы его выдернуть. Мы так и делали кино: заглядывали в машины. Проще говоря: вот машины, которые едут по шоссе. И мы видим там самых разных людей. И они едут и разговаривают о чем-то, либо молчат. И вдруг они видят плакат. Они как-то на него реагируют, и каждый реагирует по-своему. Едут и семьями, и поодиночке, и с детьми, и разного возраста, разных социальных положений. Примерно те люди, которых я знаю, и про которых я могу предположить, как бы они себя повели.
Это актеры?
Там есть не-актеры, которые играют, но непрофессионально. Но так это игровое кино.
Если это игровое кино, то как же оно попало в Кинотеатр.doc?
Ну, во-первых они нашли на него большую часть денег. Остальные я выкладывал из своего кармана. А во-вторых, они же не ограничиваются только документальным кино, сейчас вот с тем же самым Миндадзе делают фильм как производители. Да и вообще фильм близок к документальному и снят по реальным событиям
Как тебе пришла идея обратиться именно к этому сюжету?
В свое время это у меня была просто реакция на событие - сразу же, как это произошло, я написал сценарий. И поскольку я тогда снимал документальное кино и, честно говоря, не очень был готов игровое снимать, я просто отложил его до лучших времен. А когда я понял, что пора уже снимать другое кино, все как-то сложилось само-собой и получилось прошлым летом все это сделать. Хотя идея была уже тогда, в 2002 году.
И, собственно говоря, получилось, что сейчас эта тема еще более актуальна, потому что с того времени убийств на национальной почве стало гораздо больше. Теперь они считаются нормальной реакцией на ненависть. Сейчас это происходит повсеместно.
Для работы над фильмом вы связывались с женщиной, с которой все это произошло, узнавали какие-то дополнительные подробности?..
Нет. Там нет прямой документальности, мне кажется, это как раз тот случай, когда она только мешает тому, что ты хочешь создать. Для этой женщины все это стало большой травмой, как физической, так и психологической, и, собственно говоря, я думаю, судя даже по лицу, которое я тогда видел в этих репортажах, у нее мало желания на эту тему разговаривать и вообще ее поднимать. Потому что для самой себя она ничего героического не совершила, а только, наоборот, пострадала. Такая документалистичность больше пахнет конюнктурой. Собственно говоря, и на премьеру никто не зван, никому не сообщали о ней, потому что мы делаем этот проект не для того, чтобы привлечь прессу, у нас другие цели и мы не хотим спекулировать на острых темах.
Я и подробности не хотел узнавать, какой это был плакат, кто его делал. Я, например, представлял себе, что это был человек в возрасте, которому лет примерно 45. Такой человек у нас и делает плакат - с этого начинается фильм. Это была документальная съемка в реальном времени, мы просто попросили его сделать плакат - и он стал его делать. Мы не показываем его лицо, показываем только руки. Просто я представлял себе, что это будет именно такой человек - работящий, очень аккуратный. Так мы это все и сняли. Но потом, когда уже Кинотеатр.doc делал подборку, там уже проскочила информация, что это были студенты. Может быть, правдивее было бы действительно снимать молодых ребят, не знаю.... Потому что взрослые сейчас направляют молодых, сами ничего не делают.
Потом взрыв в реальности был другой. У нас взрыв происходит рядом, а там взорвалось что-то, прикрепленное прямо к плакату. Поэтому ей поранило очень сильно лицо…
То есть тебя в первую очередь интересует попытка реконструкции реальных событий?
Ну да, по большому счету, это реконструкция. Потому что какая разница, какой на самом деле был взрыв и какой плакат. Интересно было именно представить реакцию людей, кто остановится, а кто нет.
Основная проблема сегодня - проблема абсолютного равнодушия, потому что сейчас всем все равно. Позиция человека такова: пусть происходит все, что меня прямо не касается. Такова позиция и сегодняшнего общества. И что касается меня, то я думаю, я бы тоже не остановился. Потому что на этой скорости, на шоссе, чтобы остановиться, нужно резко ударить по тормозам, это должна быть мгновенная реакция, которая у тебя инстинктивно заложена. Когда человек просто не может проехать мимо откровенной гадости. Если ты мгновенно не остановишься, то пока ты начнешь анализировать, пока поймешь, что там написано, ты уже уедешь на километр оттуда. Поэтому тем она и прекрасна, эта женщина, что у нее этот рефлекс инстинктивно заложен против гадости и мерзости: убрать ее. Общество же равнодушно, и это абсолютно очевидно, поэтому эта гадость происходит, и на нее до поры до времени никто не обращает внимания.
А выставка «Ненависть» как возникла?
Проблема в том, что фильм, который мы сделали, хочется показать наибольшому количеству людей. А как это сделать? В кино эта картина не пойдет, по телевизору ее не покажут… И тогда мы придумали сделать выставку, и на выставке просто нон-стопом крутить это кино. Когда уже кино снималось, невозможно было слушать новости по телевизору, постоянно были новости об убийствах… Поэтому возникла идея собрать все эти надписи, фотографии. Еще в интернете скины всякие листовки делали: например, негр и черный ребенок и подпись: «не хочешь, чтобы у тебя были такие дети - выходи замуж за русского». А потом еще они часто делают видео своих избиений, и все это тоже есть в интернете. И мне кажется, обыватель должен на все это посмотреть, потому что тогда сразу становится все понятно и про этих людей, и про их национальные идеи. А потом еще была идея отобрать фотографии людей, которых они убили. Суть выставки в том, чтобы показать видео, фотографии, интернетовские разговоры, националистские листовки и плакаты, а потом показать фотографии людей, которых они убили, чтобы было видно, что это такие же люди, как и мы, что они никого не грабили и никому не причинили зла.
То есть остается одна проблема: как сделать так, чтобы фильм и выставку посмотрело наибольшее количество людей?
Ну сейчас мы просто сделали открытый показ со свободным входом. Все равно пришли те, кому интересно, а остальные просто равнодушны. Но для меня важно и это. Я, например, узнал, что после того, как убили студента-негра в Питере из ружья и бросили ружье, на котором была свастика, на следующий день порядка трех тысяч человек списались по интернету и вышли на улицы с протестом, и все это были молодые ребята. При этом их явно никто не организовывал, и, значит, люди уже не так равнодушны и могут что-то предпринять, и значит, надежда еще есть.
| |