на главную страницу на главную страницу на главную страницу на главную страницу english version
новостио наснаши проектыпрограмма показовфестивальдирекция проектапрессаcommunityпартнеры фестиваля
 
Жар нежных и страсть жадных
Иван Куликов | Фильм.ру

Открывается фестиваль "Кино.doc". Исправный посетитель может составить исчерпывающее представление о новейшей российской документалистике, среди которой есть несколько шедевров.

Интересные новости от "Кинотеатра.doc": фестиваль раздвоился на "зимний" и "осенний". В феврале, как и всегда, происходит главное мероприятие с конкурсом игровых и неигровых фильмов — в полном соответствии с концепцией проекта, не разделяющего "игровое" и "документальное" кино. А вот осенний "Кино.doc", судя по программе, полностью посвящен документальным фильмам и может, при благоприятном расположении светил, превратиться из бонуса к февральской акции в полноценный российский фестиваль документального кино.

В чем тут интрига? Затевая осенний фестиваль организаторы руководствовались благородной целью — открыть зрителям доступ к новейшей российской документалистике на популярных коммерческих площадках, то есть в кинотеатрах "Художественный" и "Ролан" (излишне уточнять, что в "российскую" до сих пор укладываются документалистика украинская, белорусская, казахская или, например, эстонская — так сложилось исторически). Но, открывая такой доступ, "Кинотеатр.doc" автоматически выходит за рамки того аутсайдерского продюсерского проекта, каким он был до этого.

Проще говоря, сколько людям ни объясняли про cinemа verite, Херцога, "новую подлинность" или, скажем, такое неоднозначное явление как Кирилл Серебренников, они все равно упорно отделяют зерна от плевел, а масло от воды, то есть выдуманные истории от тех, где все "по-настоящему". И надо сказать, что фильмы "новой подлинности", сделанные методом суспензии, то есть неразличения игры и реальности, продолжают сильно проигрывать настоящим документальным лентам, что очень хорошо показал последний конкурс. И последний фильм Серебрянникова "Юрьев день". Нынешний фестиваль — наглядное доказательство, что "Кинотеатр.doc" силен именно документальной составляющей, которая выглядит подчас более интригующей и фантастической, чем игровая.

За десять вечеров — до 5 октября включительно — исправный посетитель всех фестивальных сеансов может проделать уникальную работу, составив исчерпывающее представление о новейшей российской документалистике. В программе представлены практически все актуальные на сей момент звезды отечественного документального кино, чьи фильмы впервые собраны в одно время и в одном месте. Именно эти люди сумели решить задачи, с которым не справился в нулевых русский игровой кинематограф. Именно здесь народились наши вайнштейны, наши артхаусгные гении, наши альмодовары и тарантино, наши эстеты и наши трэшевики. Свои долгожители — как Александр Гутман, или Сергей Мирошниченко, который покажет "Госпожу Тундру", фильм 1986 года. И свои джеймсы-дины и ривер-фениксы, как рано ушедший из жизни Саша Малинин, чьи фильмы можно увидеть 4 октября в "Театре.doc".

Собственно, по списку:
Вайнштайны.doc
Если у "новой волны" русской документалистики и есть свои добрые вайнштайны, то это, конечно же, Виталий Манский и Михаил Синев. Первый открыл миру феномен Александра Расторгуева с его эпохальным "Жаром нежных", о котором ниже. О продюсерской деятельности второго можно составить представление 4-5 октября в "Театре.doc", где будут показаны фильмы Саши Малинина, Натальи Мещаниновой, первые опусы нашей каннской фаворитки Валерии Гай Германики, а также одно из главных открытий февральского конкурса — "Пограничное состояние" Влада Резниченко, масштабный эпос о русской челночнице, потерявшейся на китайско-русском рубеже. Манский покажет также три своих режиссерских работы, в том числе новейший "Рассвет / Закат" о трудах и днях тибетского Далай Ламы.

Гений.doc
Здесь двух мнений быть не может — это Сергей Лозница, привившей документальному кадру совершенно недокументальное представление об окружающей действительности (что вполне логично, так как по первой специальности Лозница математик) и чьей полной ретроспективой совершенно правильно открывается нынешний "Кинотеатр.doc". Смотреть нужно все, но если времени на все не хватит, достаточно ограничиться "Пейзажем": шпионская летающая тарелка приземляется посреди расхристанной среднерусской низменности, выдвигает панорамную веб-камеру и начинает снимать все подряд, в том числе толпу наших бедных соотечественников на автостанции, томящихся в ожидании рейсового "пазика". Толпа целый час обсуждает огурцы и последствия жидо-масонских заговоров, потом набивается в автобус и отбывает в неизвестном направлении. Тарелка убирает камеру и улетает — тоже не известно куда.

Альмодовар.doc
Наш славянский документальный альмодовар — это Марина Разбежкина, мощная, жизнерадостная, трагическая дама, снимающая фильма под названиями "Просто жизнь", "Хочется петь" и "Странная свобода бытия". Всего на Кинодоке покажут пять ее фильмов из, кажется, тридцати. В том числе "Чужую" — о похождениях русской девушки в Голландии.

Артхаус.doc
Без пяти минут классики Сергей Дворцевой и Марат Магамбетов то впадают в документальное кино, то выпадают в метафизический арт-хаус про одиночество людей на пустой земле, где для того, чтобы донести до зрителя философские моменты нужно кое-что отрепетировать, отфильтровать звучок и поставить в сельпо сложное художественное освещение. Оба — задумчивые люди, склонные к буддистской пустоте и медитации. Оба — из Казахстана, поэтому любят роуд-муви, где достаточно просто смотреть на горизонт и проносящиеся мимо кустики (покажут, помимо прочего, и "Трассу" Дворцевого и "Дороги" Магамбетова).

Нео-народники и нео-трэшевики
Пожалуй, главные хиты фестиваля — фильмы Александра Расторгуева и дуэта Павла Костомарова и Антуана Каттена, представляющих новейшую народническую струю в нашей документалистике. Наверное, если б нашим разночинцам лет сто назад вручили по камкодеру, вышло бы что-то похожее, но сейчас, учитывая постигшие страну коллапсы, русская жизнь получается на экране много более витиеватее, страшней, смешней, а в некоторых моментах близка уже к настоящему подрыву мозга. В принципе, если вы экономите время и не хотите сверхзадач, достаточно посмотреть лишь "Мать" и "Дикий, дикий пляж. Жар нежных" — два куска реальности, объединенных общей темой народного русского промискуитета и чудовищной, разнузданной жаждой жизни, которая не снилась в страшных снах ни Достоевскому, ни Горькому, ни — уже, к сожалению, можно так говорить — Солженицыну.

"Мать" Костомарова и Каттена — своеобразный ответ клеветникам России, предрекающим демографический коллапс стране, где живут женщины, которые нарожали девять детей в почти невозможных, кафкианско-зощенковских бытовых условиях и начинают рассказывать про свою жизнь примерно так: "Семейную карьеру я начала в четырнадцать лет, когда мать продала меня кобелям за бутылку водки..." Отдельная история — "Жар нежных" Расторгуева, безусловно лучший русский фильм нулевых, три часа фиксирующий в цифре нашествие на теплое черноморское побережье теплых народных масс и, между прочим, президента Путина. Камера выхватывает из русских орд отдельные истории, из которых явствует, что наши люди стремятся жить так сильно и так мощно, что в самые яркие моменты хочется даже войти в море и утопиться от то ли счастья, то ли горя, что некоторые и делают прямо в кадре. У фильма есть все, чтобы прокатывать его по всей стране в трехстах копиях, но так как этого никогда не будет, у вас есть всего одна возможность увидеть "Пляж" в ближайшую среду в 21.00.